Дорога в аэропорт через глухие московские пробки и переполненный общественный транспорт совсем не напоминала о прокатившейся пандемии COVID-19, но, оказавшись в пустынном Внуково, сразу удалось почувствовать, что прошла она не бесследно.

Так и для спортивной команды «КАМАЗ-мастер», пригласившей меня в пресс-тур, прошедшие с начала карантина месяцы перевернули привычную жизнь, переведя всю работу в удаленный режим. Однако для команды, постоянно сталкивающейся с многочисленными испытаниями в подготовке к участию в ралли-рейдах и на самих допах, карантин стал лишь новым вызовом.

Дистанционные рабочие совещания, мозговые штурмы по конструкторским решениям, изучение иностранных языков, физические тренировки по ZOOM – таковы нормы «новой реальности». А сам пресс-тур в Набережные Челны можно расценивать как сигнал того, что команда возвращается к привычному режиму и впереди большая работа по наверстыванию нереализованных инженерных и технических задач.

На тестовом полигоне команды было представлено три спортивных грузовика КАМАЗ-43509, участвовавших в ралли-рейде «Дакар» и специально подготовленных к предстоящему выезду. Кроме того, представителям СМИ продемонстрировали новый газодизельный грузовик, работающий на смеси метана и дизельного топлива, с автоматической коробкой передач, созданный в рамках совместной программы команды «КАМАЗмастер», ПАО «Газпром» и ВТБ.

Пандемия COVID-19 привела к пересмотру многих спонсорских договоров, что, в свою очередь, повлияло на финансовое состояние команды.

Работы по модернизации и улучшению характеристик машин будут продолжены, но не в том объеме, который был запланирован в начале года. Сейчас основной задачей является доводка гоночного болида КАМАЗ-43509 к предстоящему Дакару’2021.

Планируются работы по снижению центра тяжести, улучшению динамики, увеличению надежности отдельных элементов двигателя, сокращению времени регулировки давления в шинах. Помогать им в этом будут, в том числе, специалисты компании «ESAB», одного из мировых лидеров в области производства оборудования и расходных материалов для сварки и резки металлов.

Инженеры команды также начинают активно осваивать область аэродинамики автомобиля, в том числе распределение воздушных потоков для охлаждения различных систем автомобиля.

Недоработки в этом направлении стали причиной потери времени в первый день Дакара’2020. Также планируется заложить машину с новой кабиной К5, чтобы уже в следующем году начать ее дорожные испытания.

Кроме запланированных тренировочных сборов «КАМАЗмастер» во время летнего и осеннего спортивных сезонов примет участие в гонках чемпионата России по ралли-рейдам.

Помимо прочего, команда принимает участие и в съемках спортивной драмы «Мастер» телеканала НТВ, которые возобновились летом.

Первый активный период съемок состоялся в производственном цехе «КАМАЗ-мастера» еще в феврале, сразу после Дакара’2020.

Локациями съемок в летний период стали улицы Казани и Набережных Челнов, испытательный полигон команды. В фильме играют профессиональные актеры, но в процессе съемок активно задействовано большое количество участников команды.  К примеру, пилоты, которые выполняют трюковые элементы.

Периодически с головой погружаются в проектирование различных технических приспособлений для съемок инженеры и слесари. По их словам, процесс этот весьма увлекательный и надо следить, чтобы погружение в него не происходило в ущерб основным задачам.

Оборудование ESAB Во время посещения базы «КАМАЗ-мастер» представители СМИ смогли ознакомиться и с работой оборудования ESAB, возможности которого высоко оцениваются специалистами команды. Поскольку почти все элементы кузова и рамы гоночных машин производятся индивидуально, то вырезка деталей из листового материала позволяет экономить до 90% времени по сравнению с литьем и фрезеровкой.

Это позволяет команде оперативно экспериментировать с инженерными решениями, поскольку деталь можно изготовить буквально за сутки. Многофункциональные аппараты для сварки незаменимы во время ралли-рейдов, где требуется оперативно устранять трещины и разрывы различных узлов. Кроме самих сварочных аппаратов ESAB предоставляет также большую номенклатуру расходных материалов высокого качества.

Среди решений ESAB на производственно-технологической площадке команды представлен легкий инверторный источник сварочного тока Aristo® Mig 4004i Pulse и блок подачи проволоки AristoFeed 3004w U8, площадь опорной поверхности которого на 70% меньше, чем у большинства аналогов.

Многофункциональный комплекс поддерживает MMA, TIG, MIG/MAG и импульсную MIG-сварку, за счёт чего им можно выполнять сварку алюминия, а также малоуглеродистой и нержавеющей стали любым методом. Aristo® Mig 4004i Pulse используют при сварке рамы, узлов из высокопрочных сталей и алюминиевых деталей, также он оптимален для сварки алюминиевых патрубков системы охлаждения и топливного бака.

Помимо этого, для слесарных работ, ремонта и техобслуживания команда «КАМАЗ-мастер» использует сверхпортативные сварочные аппараты линейки HandyArc, вес которых составляет всего 3,3 кг. Компактность и небольшой вес позволяют спортсменам хранить оборудование в шкафчике для инструментов или сундуке мотоцикла, а во время кратковременных остановок для ремонта использовать их для сварки всех видов материалов – углеродистой стали, алюминия и никелевых сплавов.

При этом все аппараты линейки HandyArc оснащены эффективной вентиляцией, что незаменимо в условиях жаркой пустыни. Для непрерывной сварки аппаратом HandyArc 140i используются электроды до 2,5 мм, а для работ с HandyArc 160i –электроды до 3,25 мм.

Во время гонки к сварке приходится прибегать часто – для «полевого ремонта» используется полуавтоматическая и ручная дуговая сварка. В «техничке» команды всегда есть однофазный аппаратCaddyTig 2200i AC/DC TA34 на 220 ампер и CaddyMig C200 для полуавтоматической сварки.

Аппараты семейства Caddy соответствуют классу IP23, и их можно использовать в любую погоду. Даже в жестких условиях Аравийской пустыни оптимальная конструкция воздушного охлаждения аппарата обеспечивает надежную работу, а корпус из ударопрочного полимера сохраняет оборудование от повреждений при перевозке.

Не обходится команда «КАМАЗ-мастер» и без резки. Основное место при подготовке к гонкам занимает резка листового металла, так как все детали изготавливаются индивидуально. Оборудование ESAB позволяет производить качественную резку сталей от 1 до 100 мм толщиной, что полностью покрывает потребности команды. В техцентре «КАМАЗ-мастер» установлена автоматическая машина плазменной и кислородной резки SGX.

В числе её ключевых преимуществ – компактные размеры, высокоскоростные приводы переменного тока AC, механизм подъема резака, который уменьшает время позиционирования и сокращает межоперационные циклы, а также линейная система перемещения, которая помогает поддерживать высокую динамическую точность во всей зоне резки. Она играет в подготовительных этапах к гонкам ключевую роль, поскольку позволяет оперативно изготавливать новые детали для грузовиков и мотоциклов.

Поскольку транспорт гонщиков нуждается не только в ремонте, но и в модернизации, нередко требуется изготовление уникальных деталей, выпуск которых стандартным методом отливки на заводе занял бы несколько месяцев. Собственная машина резки позволяет сократить этот срок до одного дня.

«Коммерческий Транспорт» №4 [157], 2020

Вернуться назад