Для подготовки квалифицированного специалиста по сварке и резке нужны хорошая научная школа и регулярная практика, но нередко выпускникам бывает нелегко ориентироваться в производственном процессе и современном оборудовании. Сотрудничество промышленных компаний с научно-образовательными организациями призвано помочь молодым специалистам приобрести необходимые навыки и знания. Оно имеет свои особенности и может принимать разные формы.

Конов С.Г., канд. техн. наук, доцент,руководитель направления по взаимодействию с образовательными организациями, ООО «ЭСАБ»

Что нужно, чтобы подготовить квалифицированного специалиста по сварке и резке? Для начала, хорошая школа – опытные специалисты-практики, готовые передать свои знания и навыки молодому поколению, и передовые исследовательские разработки, помогающие быть у истоков процессов, происходящих в этой сфере машиностроения.

Далее, регулярная практика, ведь сварщик – это человек, который умеет работать руками, и его навыки формируются только опытным путем, в этом уже помогают современное оборудование и прикладные программы.

Однако нередко на выходе из университета или колледжа выпускнику тяжело ориентироваться в существующих реалиях. Несоответствие акцентов, расставленных при обучении, отсутствие опыта работы на современном оборудовании, иной технологический передел по сравнению с тем, к чему готовили, – лишь немногие факторы, усложняющие трудоустройство.

На устранение подобных трудностей и направлено взаимодействие с научно-образовательными организациями во многих промышленных компаниях.

C середины XX в. ведущие европейские университеты сотрудничают с ESAB в области технологий сварки, в том числе, проводят исследования на ее оборудовании. С 1936 г. до конца 2000-х компания выпускала научно-рецензируемый журнал Svetsaren в поддержку академической среды мира сварки. Времена, как и методы работы, стремительно меняются. Сегодня среди партнеров компании ведущие ВУЗы и колледжи, в том числе, в России и странах СНГ: МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургский морской технический университет, Белорусско-Российский университет, Красногорский технический колледж и многие другие.

Демонстрационный грузовик компании ESAB на праздновании 100-летия Сергиево-Посадского района, 2019 г.

C середины XX в. ведущие европейские университеты сотрудничают с ESAB в области технологий сварки, в том числе, проводят исследования на ее оборудовании. С 1936 г. до конца 2000-х компания выпускала научно-рецензируемый журнал Svetsaren в поддержку академической среды мира сварки.

Времена, как и методы работы, стремительно меняются. Сегодня среди партнеров компании ведущие ВУЗы и колледжи, в том числе, в России и странах СНГ: МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургский морской технический университет, Белорусско-Российский университет, Красногорский технический колледж и многие другие.

ВУЗ принципиально отличается от колледжа: его основная задача заключается не в том, чтобы научить работать руками, а в том, чтобы подготовить инженера технолога/ конструктора. Колледж, в свою очередь, обучает непосредственно специалиста по сварке и резке, по этой причине работать с ними нужно по-разному.

Если говорить о сварке, то колледжу, в первую очередь, интересны аппараты для ручной сварки и все, что с ними связано, а ВУЗу – новые решения для промышленности,такие как сварочные колонны, орбитальная сварка, технологические решения, повышающие производительность, решения по наплавке, по новым материалам, по резке с двумя головами, направленные на сокращение времени на подготовку и разделку кромок изделий, и т.д.

Помимо этого, ВУЗы проводят активную исследовательскую работу для широкого спектра отраслей промышленности, таких как нефтегазовая промышленность, судостроение, транспортное и общее машиностроение и др. К ним часто поступают запросы на то, чтобы подобрать правильные, например, технологические режимы сварки: скорости подачи, ток, напряжение и т.п. для работы с нестандартным материалом. Но для того, чтобы, к примеру, корректировать структуру проволоки, подбирать флюс или менять обмазку электрода, необходима налаженная производственная линия, которой у ВУЗа нет.

Компания ESAB (Швеция) предоставляет для исследований различные образцы со своих производств, в том числе в Санкт-Петербурге и Тюмени, также компания всегда открыта для общения со студентами.
Так, в этом году увеличилось количество обращений за консультацией, так как практика в ВУЗах в связи с пандемией COVID19 проходила дистанционно. Будущие специалисты уточняли технические характеристики тех или иных решений по автоматизации и механизации для того, чтобы использовать эту информацию в своих дипломных проектах.

Коллаборация выгодна всем участникам процесса, например, для бизнеса – это возможность подготовить себе кадровый резерв и выстроить на будущее связи, позволяющие в перспективе формировать рынок отрасли. Создается профессиональное сообщество, которое определяет тренды и обеспечивает технологическое опережение. Помимо этого, партнерство предоставляет ВУЗам и колледжам возможность демонстрировать обучающимся передовые технологии, с которыми им предстоит работать в дальнейшем. Студенты – будущее отрасли, и для того, чтобы они уверенно ориентировались в производственных реалиях, они должны обучаться с применением лучших технологий. Коммуникация позволяет качественно изменить любой процесс, в том числе, образовательный.

Участники национальной сборной «Абилимпикс» на практических занятиях в Технологическом центре ESAB в Красногорске, 2020 г.

В то же время работа с колледжами преимущественно заключается во взаимодействии с работодателями, а также в подборе и обеспечении подходящим оборудованием. Оно должно быть доступным и соответствующим всем стандартам, а главное – «неубиваемым», поскольку студенты только учатся. Они могут выставить неправильные режимы и часто боятся навредить настолько, что предпочитают вообще не приближаться лишний раз к оборудованию.

Задача в сотрудничестве – это не продажи, помощь в решении проблем, а она может быть разной. К примеру, у компании заключен договор с Красногорским техническим колледжем – его студенты приходят оттачивать свои навыки в расположенный рядом Технологический центр ESAB, если же компании потребуется помощь, колледж, в свою очередь, ее окажет. Сотрудничество с этим учебным заведением длится уже более 3 лет, при этом центр позволяет обучающимся непосредственно познакомиться с новыми разработками в области сварки и резки, например, с технологией горячего старта (Hot Start), синергетическими кривыми, технологией контроля действительных значений напряжения и тока (True Arc Voltage), а также многими другими новейшими достижениями в этой области.

Международные движения, чемпионаты и конкурсы по типу WorldSkills, «Абилимпикс», AtomSkills и др. дают учащимся возможность стать частью современного машиностроения, но в то же время они предоставляют идеальные условия для выполнения практических заданий – отличное оборудование и лучшие материалы.

В жизни так бывает не всегда, да и участвовать в соревнованиях может ограниченное число людей, поэтому – это не замена системе образования, а ее дополнение для самых активных.

На территории центра в Красногорске, начиная с 2019 г., проходят практические занятия для участников национальной сборной «Абилимпикс» по программе в компетенции «Промышленная робототехника», где молодые специалисты подтверждают свои навыки в программировании роботов и овладевают технологиями сварки.

Обучение молодых специалистов – важная часть сотрудничества промышленных компаний как с образовательными организациями, так и с международными профессиональными движениями.

Одной из нестандартных форм взаимодействия компании с учебно-образовательными и другими организациями является демонстрационный грузовик, оснащенный множеством разнообразного оборудования для ручной и механизированной сварки.

На демо-траке специалисты компании посещают разные локации, проводят демонстрации, мастер-классы и другие мероприятия. Например, в прошлом году компания ESAB совместно с ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» и Загорским трубным заводом приняла участие в праздновании 100-летия Сергиево-Посадского района (Моск. обл.). Посетители праздника, в том числе, будущие студенты, испытали себя в роли профессиональных сварщиков и попробовали сварку плавящимися электродами, аргонодуговую сварку неплавящимся электродом и механизированную сварку в среде защитных газов проволокой.

Подобная интерактивная программа позволяет выстраивать новый формат учебно-профессиональных отношений и наглядно показывать рабочие профессии. Наряду с ярмарками компетенций, которые проводятся на территории образовательных учреждений, это является важной частью профориентирования.

Важной составляющей работы компании ESAB в образовательной среде является налаживание контактов между ВУЗами, колледжами и локальными производствами. Так, студенты смогут проходить практику на разных предприятиях и нарабатывать профессиональный опыт. Учебно-образовательные организации должны ориентироваться на предприятия реального сектора экономики своего региона.

Опыт работы с университетами показывает, что многие абитуриенты не понимают, в чем заключаются профессии сварщика, технолога, конструктора, какими навыками и чертами характера для них нужно обладать, хотят ли они изучать программные дисциплины, проходить практику и осуществлять научно-исследовательскую деятельность, а затем работать.

Без осознанного выбора профессии подготовить качественного специалиста практически невозможно. Если студент понимает, чего он хочет и зачем, он будет хорошо учиться, получит знания и навыки и станет хорошим специалистом, в противном случае, он, скорее всего, отчислится с первых курсов, либо не сможет потом найти работу.

Сотрудничество с образовательными и научными организациями – это не вопрос конкуренции или создания альянсов одних против других. Компании должны делиться передовыми технологиями и решениями с подрастающим поколением специалистов, обучая их лучшим практикам в области резки и сварки, чтобы в будущем отрасль развивалась.

«Главный Инженер» № 8, август 2020

Вернуться назад