Машиностроительный завод «Бецема» был основан в 1932 году и сегодня является одним из ведущих предприятий России в области производства автотранспорта специального назначения. Колоссальный опыт и передовые технические разработки этого мастодонта машиностроительной отрасли служат надежным фундаментом для производства широкого спектра продукции.

На территории в 220 000 м2 расположились обширные производственные цеха завода: механосборочный, сборки готовой продукции, инструментальный, производства бункеров, а также лакокрасочный, дробеструйной обработки и другие. Помимо собственных цехов «Бецемы», здесь также располагается Технологический центр компании ESAB — давнего партнера предприятия.

О том, как проходят ключевые этапы производства коммерческого специального автотранспорта, а также о роли сварочного оборудования ESAB в каждом из них рассказал Эдуард Геннадьевич Эльфенбайн, заместитель генерального директора АО «Бецема».

Эдуард, расскажите, пожалуйста, об основных этапах производства спецавтотранспорта, и какую роль в них играет сварка?

Все начинается с цеха, куда приходит металл, специально раскроенный под наши задачи. Там из него изготавливают детали, гнут и только потом отправляют для производства заготовок. Получив их, наши специалисты приступают к подсборке, а затем — и к окончательной сборке. После следует дробеструйная обработка, окраска, окончательный монтаж, ОТК и, по необходимости, еще одна подкраска. На каждом этапе наша продукция проверяется. В каждом цехе есть свой инженер ОТК, который тщательно следит за качеством. Помимо внутреннего контроля, у нас есть и внешний — все машины подвергаются стороннему аудиту.
Сварка на нашем предприятии используется везде. Есть сварка готовых изделий и сварка металлических листов в единую карту, например, которая впоследствии будет раскроена. В целом, можно сказать, что завод «держится» на сварке.


Есть ли какие-либо особые требования, которые предъявляют при соединении деталей на вашем предприятии?

Мы производим дорогую высококачественную технику и поэтому при сварке используем только самое современное оборудование, способное обеспечить наиболее качественный результат. Для проверки сварных швов у нас есть своя ультразвуковая лаборатория, в которую мы помещаем изделие для того, чтобы просветить рентгеном все сварные швы. Помимо такой рентгеноскопической дефектоскопии, есть еще и цветная дефектоскопия, а также жидкостная — когда мы заполняем изготовленные сосуды жидкостью. Таким образом, мы обеспечиваем полный контроль качества.
Главное в сварных швах — их прочностные характеристики. Если и случаются какие-либо дефекты и недоработки, это, как правило, человеческий фактор, а не оборудование.

При эксплуатации техника нередко подвергается суровым испытаниям погодными условиями. Являются ли места сварки потенциально подверженными коррозии?

С одной стороны, да, поскольку сварной шов подвергается серьезной термической нагрузке, после чего качество стали может приобрести несколько иные свойства, но, с другой стороны, у нас все изделия покрываются специальными акрилами и эмалями, которые имеют высокую коррозионную стойкость. Чаще всего, если коррозия и возникает, она щелевая и располагается не в месте сварки, а в месте, где полость полуоткрытая — с одной стороны есть воздух, а с другой нет и, соответственно, нет проветривания. В таких местах достаточно сложно прокрасить, поэтому нередко мы используем для этих целей дополнительные герметики.

Какие у вас гарантийные сроки в среднем на специальный автотранспорт?

Стандартная гарантия на продукцию, которую мы выпускаем, составляет 12 месяцев, в независимости от того, где эксплуатируется оборудование. Мы продаем и на Сахалин, и на Дальний Восток.


Какая требуется точность и какой тип сварки используется на вашем заводе?

У нас используется несколько видов сварки для разных мелких работ. Есть сварка обычными рутиловыми электродами, проволокой и TIG-сварка. Кроме того, если ESAB выпускает какие либо новинки, мы предлагаем компании свои производственные мощности для их апробации. В дальнейшем, если они проходят наши проверки, мы включаем их в свои производственные процессы. Только так нам удается совершенствовать свое производство: постоянно пробовать новое, испытывать и тестировать в реальных условиях, работая рука об руку с лидерами рынка.

Расскажите, пожалуйста, какие решения в области автоматизации ESAB вы используете?

В любом из цехов нашего завода можно увидеть что-либо от компании ESAB. Будь то сварочный аппарат, проволока, сварочный трактор или средства индивидуальной защиты. Технологии компании ESAB появились здесь раньше, чем сама компания стала нашим арендатором. Их технологии и решения, в том числе и в области автоматизации, хорошо зарекомендовали себя и по сей день пользуются у нас большим спросом.

Какие средства защиты компании используются на вашем предприятии, и используете ли вы их расходные материалы?

В отношении СИЗ — как правило, мы используем стандартные предложения ESAB. В основном — анатомические маски-хамелеоны. Что касается материалов, мы пробовали множество разных брендов, но сейчас в основном работаем с материалами ESAB, поскольку для нас действуют специальные партнерские цены, и соотношение «цена — качество» уже долгие годы остается наиболее оптимальным на рынке. Это связано еще и с тем, что нам часто приходится варить совершенно разные материалы. В таких случаях мы консультируемся с ESAB и спрашиваем, был ли у них опыт такой сварки на других предприятиях и какие материалы лучше использовать.

Какой процесс сварки, который используется на вашем производстве, является самым сложным?

При производстве бункеров есть шов, в котором соединяется коррозионностойкая сталь и обычная. Также у нас есть изделия, где соединяются алюминий и медь. Качественная сварка разнородных металлов без дополнительной герметизации специальными герметиками — задача непростая и швы здесь выходят наиболее сложными.

Вы советуетесь в этом с ESAB?

Да, как правило, когда мы сталкиваемся с принципиально новой для нас задачей, специалисты ESAB нас выручают. Так, когда мы занимались реализацией проекта для одного заказчика, нам необходимо было одновременно осуществить два процесса — сварку и склейку. Требовалась особенно высокая точность сварки, поскольку расхождение там всего в 0,5 мм и на достаточно большую длину, что непросто реализовать, однако благодаря консультациям со специалистами ESAB и проделанной совместной работе нам это удалось.


Какой уровень квалификации требуется от сварщиков на вашем предприятии?

Как правило, сварщики у нас 5-го разряда. Это обусловлено тем, что производство специальной техники требует высокого уровня ответственности и профессионализма. Некоторые из наших сварщиков даже обладают личным клеймом, которое они ставят на изделиях, которые сваривали. Это настоящие мастера своего дела, которые за годы практики показали себя в высшей степени профессионально. Безусловно, есть специалисты и более низких разрядов, но они выполняют различные подготовительные работы, которые контролируются другими.

Как у вас с молодыми специалистами?

Их мало, но они есть. Это общая тенденция на рынке. Все меньше молодых людей готовы идти в рабочие профессии, однако те, для кого это не просто работа, а скорее призвание, все-таки приходят. Мы открыты к молодежи и готовы обучать. У нас много возможностей.

Расскажите, пожалуйста, о своих планах на этот год?

Мы планируем осваивать производство новых видов продукции. Те решения, которые нам позволяют локализовать немецкие коллеги, мы локализуем здесь в полной мере, что и продолжим делать в этом году. Ключевое преимущество локализации — возможность сделать продукцию более доступной и ремонтопригодной, без потери качества. Также мы надеемся активнее осваивать сектор производства коммунальной и аэродромной техники. Надеемся также существенно переоснастить производственные цеха новейшим оборудованием. Улучшая условия для работников и устанавливая у себя самые передовые технологические решения, мы совершенствуем, в конечном счете, выпускаемую продукцию, ведь все это взаимосвязано.

Промышленные регионы России

Back