Сколько мы ни пишем о мировых брендах, столько же нас не покидают мысли о российских производителях. Ведь мы все отлично знаем, что отечественный бизнес не менее креативен, а наши производственники настолько же, и часто даже больше, чем мировые, готовы к трудовым задачам, которые необходимо решать сегодня.

Это в полной мере касается отечественных производителей подвижного парка, в частности спецтехники.

И дело тут не в пресловутом импортозамещении – важна в первую очередь сама возможность реально не просто конкурировать с ведущими мировыми производителями инновационной техники, но и работать совместно, как равноправные партнеры.

Много времени прошло с того памятного интервью, которое мы брали у Сергея Владимировича Трифонова, генерального директора ЗАО «Бецема», в начале «нулевых». Тогда предприятие боролось за выживание и развивало различные направления сотрудничества с российскими объединениями, которые решали вопросы снабжения потребителя качественными продуктами. И «Бецема» в этом им активно помогала, предлагая собственные разработки для оптимизации доставки, в частности молочной продукции. Но пролетели годы, и сейчас компания наравне сотрудничает с производителями «Большой семерки», которые не только предлагают свои машины с оборудованием, разработанным и произведенным в Красногорске, но и практически специально разрабатывают их под совместные проекты.

Чего только стоит самосвал MAN, который мы видели на «Комтранс-2019»! Но это тема отдельного большого материала, который мы посвятим сотрудничеству предприятия с ключевыми партнерами МАЗ, КАМАЗ – это все производители иностранных шасси: Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz, Renault.

Итак, 1991 год. Владимир Сергеевич Трифонов и глава нидерландского концерна «Бегеманн» г-н Ван Ден Ньювенхойзен, имея двухлетний позитивный опыт совместной работы, вышли в Правительство СССР с предложением создать совместное акционерное общество.

Совет Министров СССР 22 марта 1991 г. принял решение о реорганизации Красногорского завода «Цеммаш» в совместное закрытое акционерное общество «Бецема» (от сочетания слов «Бегеманн» и «Цеммаш»).

Это было одно из первых в Советском Союзе и России приватизированных предприятий. Усовершенствование продукции нового предприятия начинали с внешнего вида изделий. Приобрели сначала две, а через год – еще две покрасочные камеры фирмы CWN (Нидерланды). Новое оборудование позволило значительно улучшить качество лакокрасочных покрытий, дало возможность выполнять сложные покрасочные схемы, наносить красивые надписи. Машины сразу стали выделяться на дорогах страны.

В начале 1990-х понятие «маркетинг» в нашей стране еще не было распространено. Некому было подсказать, какие конструкции пойдут, а какие лягут на полку. В этой ситуации было важно оценить мировой опыт. Нидерландская сторона помогала заводским специалистам посещать европейские предприятия, выпускающие подобную продукцию, приобретать лицензии.

В связи с этим необходимо отметить успешное внедрение в производство машин для перевозки легковоспламеняющихся продуктов (бензовозов). Была приобретена лицензия у фирм «Хобур», специалисты завода прошли обучение в Нидерландах.

Первая машина, произведенная на заводе в 1995 г., за время эксплуатации побывала во многих дорожных передрягах, проехала более 2 млн. км, но ни разу не было утечки бензина.

Еще один важный шаг в развитии конструкторской мысли – создание цементовозов нового типа.

Завод «Цеммаш» долгие годы выпускал цементовозы цилиндрической формы, современный же цементовоз имеет форму сосуда, состоящего из нескольких конусов, торосферических днищ и переходных элементов двойной кривизны. Все его части собираются и свариваются в соответствии с жесткими требованиями «Котлонадзора». Так был создан цементовоз ТЦ-21, который стал головным образцом целой серии таких машин различной грузоподъемности. Новый цементовоз был оснащен компрессором БЦМ-1 (производство «Бецема»), не имеющим аналога в Советском Союзе.

Завод обладает практически всеми технологическими переделами: кузнечное производство, цеха механической обработки, механосборочное производство, лаборатория контроля материалов, технические подразделения, литейное, термическое, окрасочное производство, рентгенкамеры.

Перечень вспомогательных служб цехов достаточно внушителен: ремонтный участок, энергоцех, тарный цех со своей лесопилкой, железнодорожный узел, учебный комбинат, инструментальный участок, газостанция, автозаправочная станция, складское хозяйство, транспортный цех и др.

Годы с 1994 по 1998-й для машиностроения России ознаменовались углублением кризиса. Несмотря ни на что, завод жил и развивался. Наверное, существует в самой природе понятия «завод» что-то такое, что позволяет твердо стоять на земле и медленно, но верно добиваться поставленной цели. Основательность, не суетность – вот что отличает настоящих заводчан от людей, ищущих благосклонности фортуны и прыгающих с места на место. Рабочие, инженеры, руководители вместе, без больших кадровых потерь, прошли сложнейший путь 1990-х.

В середине 1990 гг. дорожное строительство было одним из лидеров экономики. Это произошло по причине того, что дорожный налог был равен 2,5 % от оборота всех предприятий и организаций. Это были громадные деньги, с учетом хронических налоговых неплатежей и засилья бартера. Акционерное общество «Бецема» активно участвовало в тендерах на новые разработки, проводимые Министерством дорожного строительства. Так были выиграны тендеры на проектирование и изготовление опытных образцов партий машин для ямочного ремонта дорожных покрытий и гудронаторов нового поколения.

В рамках стратегии диверсификации было начато производство машин для перевозки муки и комбикормов.

Позднее, в начале XXI в., к этому списку добавились полуприцепы для перевозки спирта и молока. Для нужд нефтегазовой отрасли были разработаны машины для перевозки сжиженного газа (пропан-бутан), а также значительно расширена гамма бензовозов. Для обеспечения качества выпускаемых машин завод организовал испытательный центр, где налаживается тормозная система каждой собранной машины. Центр получил лицензию Госстандарта России.

В целях успешного освоения колесной техники и своевременных поставок подвесок на ЗАО «Бецема» было освоено производство одно-, двух- и трехосных подвесок рессорного типа и пневмоподвесок совместно с нидерландской фирмой Weweler. Все литые детали, горячая штамповка осей, механическая обработка и сборка производились заводом, что позволило отказаться от приобретения осей у других предприятий.

Опережая специализированные предприятия, провели работу с фирмами Bosch и Wabco (Германия) для установки систем ABS на собственные подвески. Напряженная работа конструкторов, технологов и работников цехов вывела предприятие на передовые рубежи по производству колесной техники. На заводе изготавливаются лучшие в стране топливозаправщики, битумо-,цементовозы, гудронаторы, машины для перевозки сжиженного газа.

Юбилейный 2007 г. завод «Бецема» встретил в хорошей форме. Растет коллектив предприятия – 1300 сотрудников. На завод пришла молодежь. Значительно обновлен парк оборудования, установлены уникальные шестиметровые четырехвалковые вальцы с системой ЦПУ, станок для изготовления донышек сложной конфигурации (эллипс, трапеция и т. п.), шестиметровый портал для автоматической сварки. Благодаря уникальному для России оборудованию завод может изготавливать сосуды практически любого сечения и опережать всех своих конкурентов.

Отдельная тема – начало производства сосудов из алюминиевых сплавов. Развернуто серийное изготовление самосвалов. Самосвальное производство подружило завод с такими гигантами автомобильного производства, как Volvo, MAN, Scania, Iveco, Ford, Mercedes-Benz, DAF, Renault. Все эти компании – партнеры завода.

Сегодня завод устанавливает на все названные шасси не только самосвальные кузова, оснащенные, пожалуй, лучшими в мире гидравлическими цилиндрами фирмы Binotto (Италия), но также бетоносмесители и емкости для топлива.

Высокий уровень качества продукции завода «Бецема» соответствует требованиям мировых лидеров машиностроения, что подтверждается долгосрочными соглашениями с такими фирмами, как Volvo Trucks, MAN, Halliburton.

В настоящее время красногорская «Бецема» – это современная компания, постоянно повышающая свою конкурентоспособность. Именно внедрение новинок и чуткое реагирование на запросы рынка помогают предприятию выдерживать натиск отечественных и зарубежных конкурентов.

Продукция завода предназначена для самых разных отраслей хозяйства. Добывающая, химическая, пищевая, металлургическая промышленность, предприятия по производству строительных материалов, удобрений, по переработке нефти, газа – вот неполный список потребителей спецтехники от «Бецема».

Такие гиганты российской промышленности, как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», закупают бензо-, газо-возы и другие машины, созданные на «Бецема», ценят качество и надежность этой техники.

Сейчас речь пойдет именно о формировании производственных мощностей для производства, основой технологического цикла которого для автосборки являются сварочное оборудование и технологии. На ЗАО «Бецема» подошли к этому вопросу комплексно, организовав совместное предприятие с одним из мировых лидеров в области производства оборудования и расходных материалов для сварки и резки металлов – шведской компанией ESAB.

Сегодня ESAB производит оборудование для ручной сварки и резки, автоматизированной сварки и механических систем резки, а также сварочные материалы и средства индивидуальной защиты.

Это действительно одна из самых инновационных компаний в своей области. Именно основатель ESAB Оскар Чалльберг в 1904 г. изобрел сварочный электрод, и, как часто любят писать в книгах, – «с этого и началась более чем столетняя история успеха семьи», а она действительно не просто началась – она буквально пронеслась по миру и за 115 лет сформировала сварочные технологии от электродной до высокотехнологичной сварки под флюсом (SAW) и многозадачных аппаратов со специальным программным обеспечением.

Например, во время нашего недавнего посещения производства по сборке автобусов MAN в турецкой Анкаре мы наблюдали оборудование именно ESAB, которое применяется на конвейере этого именитого производителя коммерческой техники. Так что выбор партнерства, на наш взгляд, более чем оправдан. В России и СНГ компания ESAB имеет свыше 170 дистрибьюторов, представленных во всех федеральных округах. В 8 регионах РФ, в Беларуси, Казахстане и Украине OOO «ЭСАБ» от- крыто 10 филиалов, а также 2 завода по производству сварочных материалов  – в Санкт-Петербурге и Тюмени.

Сергей Трифонов, генеральный директор ЗАО «Бецема»: «Мы очень довольны сотрудничеством с ESAB. Мы постепенно переходим в производстве к оборудованию данной компании. В стране сейчас ощущается некий поворот в сторону производства. Технологический центр в Красногорске на территории «Бецема» выполняет очень важную функцию по демонстрации оборудования и понимании технологии. Две компании вполне сопоставимы по историческому опыту: «Бецема» была открыта и существует на той же территории, что и в 1932 г. площадка по производству железобетонных конструкций, но уже через несколько лет она переквалифицировалась в производство машиностроительной продукции, а в 1950-е оно трансформировалось в автомобильное предприятие по производству транспортной техники для строительной отрасли. Сейчас, спустя без малого столетие, это большой сбалансированный производственный комплекс, который не только решает производственные задачи, но и сам практически формирует развитие технологии в РФ. Ярким примером этого является совместная работа со шведской компанией».

Технологический центр ESAB был открыт в 2016 г. на территории машиностроительного завода «Бецема». Он в точности повторяет аналогичный центр компании в Гётеборге и на сегодняшний день не имеет аналогов в России.

Здесь представлено самое современное оборудование, которое используется для отработки новых технологий под проекты заказчиков.

Мы бывали во многих технологических центрах по всему миру и, честно говоря, не ожидали увидеть точно такой же уровень по всем параметрам у нас в Красногорске. Скандинавский порядок и внимание к деталям начинаются уже с 15-минутного инструктажа по технике безопасности. Нас снабдили всем необходимым для наблюдения за демонстрационным процессом сварки. А наблюдать тут есть за чем!

Нам удалось увидеть в работе наиболее востребованные на рынке аппараты ESAB: Heliarc 353i AC/DC, Aristo® Mig 4004iPulse, WARRIOR 500i CC/CV. Еще в числе представленного оборудования – новый подающий RobustfeedPro и машина плазменной резки Suprarex™, а также сварочная колонна ESAB CaB300С, при помощи которой производится сварка по инновационной технологии ICE™. Всё это многообразие оборудования и технологий, безусловно, не только влияет на качество производства современной техники, но и служит качественному обучению профессионалов мировым технологиям в этой области.

Грузовой портал

Back