Соответствие изготавливаемой продукции заданным параметрам определяется многими факторами: характеристиками исходного материала, особенностями оборудования, соблюдением технологических режимов, условиями окружающей среды и человеческим фактором. По этой причине получить два идентичных продукта сложно. Подобные различия не всегда означает, что партию нужно переделывать – часто колебание параметров остаётся в допустимых пределах и не приводит к дефекту. Для того, чтобы своевременно выявлять и предотвращать ситуации, когда параметры выходят за пределы допустимых, необходимо выработать на производстве процесс систематического контроля.

Так, на производственных площадках Sandvik Coromant применяется «система работы с несоответствиями». Для каждого типа продукции определяется целевой уровень брака, необходимый для начала более глубокого исследования причин его появления. Например, если процент дефекта больше 10%, начинается поиск причин и определяются корректирующие меры. Исследование истоков всегда ведётся в процессе обсуждения с рядовыми работниками и инженерами – совместная работа в форме «мозгового штурма» даёт больше результатов, чем простой анализ. Зачастую, большинство проблем решается просто и быстро, но иногда встречаются и сложные случаи, требующие проведения тестов и даже экспериментов.

Анализ главной причины брака проводится в несколько этапов. Сначала чётко определяется проблема, что важно, потому что разные специалисты могут по-разному видеть и трактовать произошедшее. Затем происходят оценка серьезности брака, если он незначительный и не повлияет сильно на использование продукта, мы обсуждаем этот вопрос с заказчиком, если же дефект существенный, продукция полностью перевыпускается.
Если брак произошел в результате оплошности оператора, с ним проводится дополнительная встреча. Так можно выяснить, не была ли ошибка результатом системной проблемы, например, недостаточной информации или неподходящих условий работы. Если же брак случился по техническим причинам, например, неучтённых при разработке факторов или сбоя в работе оборудования, необходимо провести серьезную инженерную проверку. Однако, наш опыт доказывает, что чем выше квалификация работников и их приверженность качеству, тем меньше процент ошибки.

Немаловажным аспектом для поддержания качества продукции является выстраивание стабильных и доверительных отношений в коллективе. Чтобы оператор сообщил об ошибке, он должен знать, что его не накажут. Не менее важна и вовлечённость руководства – когда старшие специалисты и менеджеры демонстрируют заинтересованность в проведении мониторинга, постоянно поднимают этот вопрос на встречах, поддерживают инициативы, младшие на них ровняются и начинают более внимательно относится к вопросу качества. Всё это связано с формированием культуры поддержания качества в компании.

Зачастую причины появления дефектов путают с симптомами, но надо понимать, что сам по себе брак — это не проблема. Причины появляются гораздо раньше, чем происходит брак, поэтому важно проводить еженедельные осмотры и совещания на производстве и ежемесячное обсуждение среди руководства. На наших предприятиях регулярно происходят «спот чеки», когда независимая команда специалистов приходит на производство и проверяет качество. Эта мера принята для того, чтобы предотвратить человеческий фактор, так как мы понимаем, что глаз операторов и контроллеров «замыливается» при работе с одним и тем же оборудованием и операцией. Таким образом, на производстве необходимо ежедневно принимать комплекс опережающих мер, а не решать проблемы по факту их появления.

Игорь Чечеуров, Руководитель инженерного подразделения производственной площадки Sandvik Coromant

Генеральный директор. Управление промышленным предприятием №4, 2020

Back